Skip to main content

1.6.2. Элементы SWOT-анализа

Сильные стороны. При разработке стратегии компании сильные стороны имеют приоритетное значение в достижении конкурентных преимуществ. Сильные стороны дают шанс использовать благоприятные рыночные обстоятельства, помогают добиться лидерства в рыночной конкуренции.

Что может быть преимуществом? Это:

адекватные финансовые источники;
высокая компетентность;
высокий уровень квалификации персонала;
высокое искусство конкурентной борьбы;
высокое качество продукции;
доступ к уникальным ресурсам;
известность торговой марки;
лучшие производственные мощности;
надежная сеть распределения;
наиболее эффективная в отрасли реклама;
передовая технология;
признанный рыночный лидер;
проверенное надежное управление;
проверенный и надежный поставщик;
современное оборудование;
уникальная технология;
хорошее понимание потребителей;
ценовое преимущество;
четко сформулированная стратегия.
Слабые стороны. При анализе слабых сторон компании следует иметь в виду, что они при определенных обстоятельствах могут превратиться в сильные. Так, лишние производственные мощности порой рассматриваются как слабость, но если есть планы расширения предприятия, то это уже является преимуществом компании.

Какие слабые стороны есть у нашей компании? Это:

высокая себестоимость продукции;
высокая степень износа оборудования;
высокая стоимость продукции в сравнении с ключевыми конкурентами;
недостаток финансирования;
недоступность финансов, необходимых для изменения стратегии;
низкая заинтересованность рядовых сотрудников в развитии предприятия;
низкий уровень сервиса;
отсутствие анализа информации о потребителях;
отсутствие четко выраженной стратегии, непоследовательность в ее реализации;
плохая репутация компании на рынке;
потеря глубины и гибкости управления;
потеря некоторых аспектов компетентности;
рыночное искусство ниже среднего;
слабая политика продвижения на рынок;
слабая сеть распределения;
слабый участник рынка;
узкий ассортимент выпускаемой продукции;
устаревшие технология и оборудование.
Возможности. SWOT-анализ позволяет провести инвентаризацию существующих возможностей и узких мест компании, которые должны быть учтены в процессе стратегического планирования. При этом рыночные возможности анализируют, например, в связи с продвижением нового товара или планируемыми продажами существующего.

Каковы наши рыночные возможности? Это:

благоприятный сдвиг в курсах валют;
возможность обслуживания дополнительных групп потребителей;
доступность ресурсов;
низкая активность конкурентов;
ослабление ограничивающего законодательства;
появление новых технологий;
расширение ассортимента возможных товаров;
рост спроса;
рост уровня доходов населения;
снижение торговых барьеров при выходе на внешние рынки;
стабилизация внешних условий бизнеса;
уменьшение числа конкурентов за счет появления барьеров входа на рынок.
Угрозы. Угрозы могут исходить от рыночного окружения, конкурентов, в связи с внедрением новой технологии, появлением законов или возникновением каких-либо других существующих или возможных проблем, препятствующих достижению поставленных целей. Выявление угроз дает возможность своевременно принять необходимые меры защиты.

Какие угрозы существуют для нашей компании? Это:

замедление роста рынка;
изменение вкусов покупателей;
неблагоприятный сдвиг в курсах валют;
ожесточение конкуренции;
появление иностранных конкурентов с товарами низкой стоимости;
появление на рынке альтернативных товаров;
появление на рынке новых конкурентов;
появление новых законодательных ограничений;
рост налогового бремени;
снижение рождаемости;
ужесточение требований поставщиков;
чувствительность к нестабильности внешних условий бизнеса.